12 октября 2020
Жители и гости Тверской области с 12 октября обязаны носить защитные маски в общественном транспорте, местах массового пребывания людей

«Невольники» на сцене и в жизни


12 ноября 2020 20:30 / Культура | Алёна Волкова

Источник фото: Сергей Борецкий

В Тверском театре драмы состоялась громкая премьера сезона

Я давно не была на историческом спектакле. Так давно, что даже уже и не помню, а была ли вообще. Исторические спектакли, особенно из далёкого прошлого, из самой глубины веков, овеяны какой-то мистической дымкой - волей-неволей начинаешь задумываться, а так ли всё было на самом деле или, может, не было вообще, но возникает стойкое ощущение, что это едва ли имеет отношение к современной жизни.

Такие спектакли, вне всякого сомнения, одни из самых трудных: и в плане подготовки, и в плане воплощения - возможно, поэтому их ставят нечасто. Но Тверской академический театр драмы трудностей не испугался и в юбилейном сезоне решил предложить на суд зрителя постановку про малоизвестную Соломонию Сабурову, первую жену тоже далеко не самого известного государя в российской истории Василия III (отца Ивана Грозного).

Тем более что главную мужскую роль, Василия III, в постановке режиссёра Иоланты Мельниковой (сыгравшей ключевую женскую роль) доверили артисту, только в этом сезоне поступившему в драматический театр - Александру Крайнову. И, как выяснилось, не прогадали.

Оказалось, что исторические спектакли «из далёкого прошлого» могут быть не просто очерком чьей-то жизни - они способны умело и эмоционально донести до самых глубин души мысль, что всё когда-то было и имеет свойство повторяться вновь, а мы точно такие же люди, как и те, что жили за много столетий до нас. Одно название спектакля - «Невольники» - говорит о многом. Балет, декорации, костюмы, музыкальное сопровождение и, конечно, игра актёров позволяют перенестись в XVI век, но при этом постоянно оглядываться на день сегодняшний.

Да, за это время сменились декорации, но людские чувства, пороки, душевные терзания остались прежними. И проблемы тех, кто облечён властью (кому принято завидовать!), отнюдь не меньше, чем у простых смертных, а их настоящая жизнь порой гораздо сложнее и страшнее, потому что, по сути, они сами себе уже не принадлежат. Вот и получается, что главный невольник не нищий, а государь и его шапка Мономаха, усеянная драгоценными камнями, во сто крат тяжелее рваной одежды юродивого с монастырской паперти.

В центре действия спектакля конечно же любовь, но может ли любовь, даже самая сильная, быть выше государственного долга, интересов целой страны? Могут ли искренние чувства к красавице-жене, с которой ты счастлив в браке, но не имеешь детей, перевесить необходимость дать стране наследника во избежание смуты? Можно ли во имя всеобщих интересов растоптать чувства родного человека и принести его в жертву? Или, возможно, даже двух родных людей, один из которых невинный малыш. Или всё это ложь и никакого ребёнка нет и в помине? А жена действительно повинна в страшном грехе - колдовстве и обязана искупить его, находясь в монастыре? Как узнать, где правда, а где людская молва?

- А государь об этом знает?

- Знает.

- И не верит?

- Не может.

И этим всё сказано. Государь на то и государь, чтобы думать об интересах страны, о своих поданных, но даже, обладая безразмерной властью, он не может распоряжаться собой, и, получается, что невольники мы все - и князья, и простые люди и вопрос ещё, кто из нас больше.

Постановка неизменно заставляет задуматься: что главнее? Служение народу, Богу - даже когда ты этого не хочешь, поскольку такую судьбу себе не выбирал, или свои личные интересы? А, может, все жертвы напрасны, потому что нельзя избежать того, что предначертано? Ведь по большому счёту, смуту в государстве Российском обойти всё равно не удалось - она началась после смерти сына Василия III Ивана Грозного. Или это была месть Неба за предательство Любви?

Похожие философские вопросы рано или поздно встают перед каждым человеком, невзирая на его социальный статус, и сегодня они тоже актуальны как никогда. И спектакль «Невольники» - потрясающая проникновенная постановка - позволяет за думаться о выборе, который мы делаем каждый день.

- Я не поняла концовку, теперь меня это будет мучить, чем же всё закончилось, - поделился один из зрителей после премьеры.

А я подумала: а закончилось ли? Или все мы пожинаем плоды прежних ошибок?

Власть не даёт свободы, она несёт с собой непомерную ответственность за чужие судьбы, и никто не знает, где проходят границы этой ответственности. Эти вопросы можно задавать себе изо дня в день на протяжении ещё многих веков и не находить на них единственно правильного ответа. А, может, эта невозможность на них однозначно ответить и необходимость выбирать и делают нас по-настоящему свободными?

Алёна ВОЛКОВА



Наш канал в Яндекс.Дзен

Новости партнеров

Оставить комментарий:

Также в новостях



Лента новостей