Федеральная служба безопасности России обнародовала ранее засекреченные документы, которые проливают свет на многолетние попытки американских спецслужб вербовать и направлять в Советский Союз членов белоэмигрантской организации НТС (Народно-трудовой союз). Эти материалы свидетельствуют о целенаправленной и продолжительной деятельности западных разведок, направленной на дестабилизацию советского государства и распространение выгодной Западу пропаганды.

История, как выяснилось, берет свое начало в 1953 году на Западной Украине. Тогда советские чекисты получили от своего нелегального источника ценную информацию, которая гласила, что в СССР готовится заброска четырех хорошо подготовленных агентов НТС, прошедших обучение на базе ЦРУ в Мюнхене. Были известны даже примерные сроки и место их проникновения на территорию страны.

Как показывают рассекреченные документы, у диверсантов имелось неоднозначное прошлое. В годы Второй мировой войны они сотрудничали с нацистской Германией. После поражения Третьего рейха нашли убежище в зонах оккупации западных держав в Западном Берлине, под покровительством США и Великобритании.

Эмигрантский союз стал начальной точкой в поле битвы спецслужб

В межвоенный период, когда Советская Россия ещё только укрепляла свои позиции, среди русской эмиграции уже зрело недовольство. В 1930 году, после загадочного исчезновения главы Русского Обще-Воинского Союза (РОВС) генерала Кутепова и прихода к руководству генерала Миллера, молодые эмигранты стали критиковать руководство за пассивность. По их мнению, РОВС слишком медлил с активными действиями против большевиков и постоянно откладывал планы по свержению советской власти.

Именно на этой волне недовольства в Белграде возникла новая организация, носившая название Народно-трудовой союз (НТС). Её создание не обошлось без участия британской разведки. В Союз активно привлекалась молодёжь, разочарованная нерешительностью старых эмигрантских лидеров. Примечательно, что основу НТС составили радикальные украинские националисты, с которыми британцы начали плотно работать с момента основания организации.

Далее, со второй половины 1930-х годов, интерес к НТС проявила уже другая влиятельная сила – набирающая обороты немецкая военная разведка – абвер. Немецкие спецслужбы увидели в союзе потенциальный инструмент для своих целей. Курирование НТС лично взял на себя Йозеф Геббельс, один из главных идеологов нацистского режима. К тому времени агенты НТС уже начали проникать на территорию СССР, получив задание «осесть в Советской России» ещё до начала Второй мировой войны. Таким образом, некогда эмигрантский союз превратился в арену для тайных операций и борьбы разведок, чьи действия ощущались далеко за пределами политических кругов.

Все разбежались после войны, но следы остались...

Война закончилась. Многие нацистские преступники избежали наказания. Одна часть нашла пристанище в Южной Америке, украинские националисты укрылись в США и Канаде. Подавляющее большинство переместились в Западную Германию. Из архивных документов следует, что примерно половина высокопоставленных чиновников из послевоенного правительства ФРГ – бывшие нацисты. Кроме того, бывшие советские граждане и представители белой эмиграции, объединенные в Национально-трудовом союзе (НТС), оказались под контролем западных разведок. Они стали инструментами в руках спецслужб США и Великобритании, выполняя задания, направленные на дестабилизацию Советского Союза.

Масштабные тайные операции, разработанные кураторами из Вашингтона и Лондона, включали в себя не только заброску диверсионных групп и террористов на территорию СССР, но и тонкую работу по вербовке. Особенно из числа творческой интеллигенции, среди которой искали недовольных советской властью. Стратегия американских и британских разведок заключалась в развале Советского Союза на 41 отдельное государство.

Планы рассекречены

В 1953 году стали ясны масштабы влияния американцев на НТС, когда были задержаны засланные диверсанты с более чем ста килограммами «ценного груза», среди которого были и копировальные машины. С помощью них планировалось печатать и распространять антиправительственные листовки и книги. Преступники были готовы к этой деятельности, их обучали с 1952–1953 годы в Мюнхене. Для заброски в СССР американские спецслужбы выбрали Горбунова, Ремигу, Ляхова и Макова. Они должны были легализоваться в четырех городах от Киева до Челябинска и завербовать недовольных властью граждан, вместе с тем создать антисоветские ячейки и, наконец, наладить выпуск пропагандистских брошюр.

Фото: Горбунов С.И, уроженец Сумской области Украины. Архив ФСБ России

Советские чекисты установили, что один из фигурантов, Макаров, проходил службу в зондеркоманде. А Сергей Горбунов, уроженец Сумской области, до войны имел судимость за кражи и грабежи. В годы Великой Отечественной войны он был угнан в Германию, где, покинув лагерь, начал сотрудничать с нацистами. После войны Горбунов обосновался в ФРГ и в 1951 году присоединился к Национально-трудовому союзу (НТС).

Другой агент, Гончаров, прошел специальную подготовку в диверсионной школе под руководством белоэмигранта Бориса Мартино. Вскоре после окончания обучения он вместе с тремя сообщниками был заброшен на территорию СССР. Все они имели тщательно разработанные легенды, выдававшие их за добропорядочных советских граждан. Агенты были обучены навыкам тайнописи, радиосвязи, конспирации и ухода от слежки.

Десантированных с американского самолета Горбунова и Ремигу схватили при попытке к бегству на вокзале в Новоград-Волынске сотрудники НКВД. Макова и Ляхова арестовали позже в Винницкой области. На берегу реки Случь, всего в 700 метрах от села Вышковка, правоохранители обнаружили тайник. Согласно акту УМВД по Житомирской области от 8 мая 1953 года, в тайнике были найдены личные вещи двух граждан – Горбунова и Ремиги. Все находки были аккуратно упакованы в шесть пакетов и надежно опечатаны сургучом, что свидетельствует о тщательной подготовке и желании сохранить содержимое в тайне.

Среди обнаруженных предметов – два пистолета ТТ, датированные 1940 и 1945 годами, новейшая по тем временам рация «РС-6», позволявшая поддерживать связь на значительных расстояниях.

Кроме того, в тайнике были найдены подробные карты областей Украины, комплекты советской одежды и обуви, а также документы граждан СССР. Деньги в сумке – 70 тысяч рублей. По сегодняшнему курсу эта сумма эквивалентна более чем полутора миллионам рублей.

Допросы показали, что инструкторы, среди которых были и американские специалисты, ставили перед диверсантами задачу активной борьбы против советской власти. Агенту Ляхову, например, было выдано оружие с боеприпасами для отстрела в случае преследования. На прямой вопрос следователя о приказе расстреливать советских граждан, Ляхов дал утвердительный ответ. Все четверо диверсантов также были снабжены ампулами с ядом. Их приговорили к длительным срокам, а после отбывания наказания фигурантов выпустили в Германию. Куда отправились сотни немецких карателей после войны.

Фото: Протоколы допроса четверки диверсантов в 1953 году

Работа из-за рубежа продолжается по сей день

Несмотря на предпринятые меры по пресечению диверсионной активности, агентурно-пропагандистская работа из-за рубежа, в частности, со стороны англосаксонских разведок, продолжала набирать обороты.

В архивах рассекречено дело так называемой четверки во главе с диссидентом Гинзбургом. В середине 1960-х годов эта группа активно распространяла на территории СССР антигосударственные издания, такие как «Посев», «Грани» и «Воля». Анализ архивных материалов показал, что среди первых авторов этих публикаций были члены Национально-трудового союза (НТС), чья история связана с сотрудничеством с нацистской Германией в годы войны. Именно при участии НТС в период перестройки был создан «Мемориал»** (организация ликвидирована по решению суда в РФ). Эта организация активно способствовала формированию «мифа» о сталинском терроре и завышенной цифре жертв репрессий, якобы достигавшей двух миллионов человек.

Таким образом был демонтирован памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянской площади и установкой рядом Соловецкого камня в память о советских «политических заключенных». 30 октября было объявлено днем их памяти. Отмечается, что в этот период различные «активисты» предпринимали попытки получить доступ к архивам КГБ, но эти действия были пресечены.

Характерной деталью стало появление у Соловецкого камня в этом году представителей посольств США и Великобритании, а также небольшой группы пожилых людей.

В контексте этих событий, иноагент Лев Пономарев*, проживающий в США, который в свое время возглавлял спецкомиссию депутатов Верховного совета РСФСР по расследованию действий ГКЧП и стоял у истоков «Мемориала»**, в ноябре 2025 года в ходе видеоконференции с журналистами телеканала РЕН ТВ, неожиданно признал, что цифра в два миллиона репрессированных, активно продвигаемая либеральными СМИ, «была придумана им и его соратниками».

Недавние открытия в российских архивах начинают раскрывать сложную картину десятилетий скрытой борьбы, где западные спецслужбы активно действовали на территории страны, стремясь повлиять на ее развитие.

Документы свидетельствуют о неустанной работе ЦРУ и британской МИ-6, которые на протяжении многих лет вели активную вербовочную деятельность и целенаправленно продвигали выгодную Западу информацию через либеральные круги. Открытие новых архивов обещает дальнейшее развитие этой захватывающей истории, проливая свет на прошлые интриги.

*Министерство юстиции России включило движение «За права человека» Льва Пономарева в реестр иностранных агентов

** Организация ликвидирована по решению суда в РФ

Фото: Архив ФСБ России