12 августа 2021
14 августа в столице Верхневолжья стартует благотворительный марафон «Помогать просто», который проводит Фонд Твери. Цель – поддержать семьи с невысокими доходами.
12 августа 2021
Губернатор Игорь Руденя: военная авиация является гордостью нашего Отечества
01 июля 2021
Благоустройство Мигаловской набережной в Твери завершат в августе

«Вишнёвый» суд над обществом (рецензия на постановку режиссёра Александра Павлишина «Вишнёвый сад»)


03 июня 2021 12:41 / Культура

Источник фото: Сергей Борецкий и Артём Мясников

Закрытие 275-го театрального сезона на большой сцене Тверского академического театра драмы было ознаменовано новой постановкой режиссёра Александра Павлишина «Вишнёвый сад» по пьесе Антона Чехова.

Вообще «Вишнёвый сад» –  одна из самых известных пьес в мире, по которой ставятся театральные постановки. У неё есть масса трактовок. И все они, бесспорно, имеют право на существование. Режиссёр Александр Павлишин в своей новой постановке сделал отсылки к спектаклю «Вишнёвый сад» Веры Ефремовой 1975 года, чтобы отдать дань уважения, как актёрам, так и режиссёру той, уже ставшей легендарной,  постановки.

Итак, на сцене вишни в самом цвету, но, кажется, ещё немного – и облетят лепестки. Хоть май и начало жизни, а с другой стороны тут умирание, «графские развалины», ветшание некогда богатой усадьбы.

Обветшание физическое олицетворяет старик Фирс. Он сросся с вишнёвым садом. Его корни тут. Поэтому постановка начинается с его монолога и его же монологом и заканчивается. Заслуженный артист России Валентин Кулагинотлично изобразил эту трагичную фигуру. Старый добрый слуга, как машина с угасающим механизмом, заботится о господах своих и живёт их жизнью. Для него немыслимо свободное существование без своих прошлых «крепостников». Иногда кажется, что его языком говорит сам вишнёвый сад, который держится на одном минувшем, и у которого нет будущего. Очень трогательный и печальный образ вышел у Кулагина.

Что касается помещицы Любови Андреевны Раневской, то у артистки Дарьи Плавинской получилась настоящая женщина на грани нервного срыва. В таких, как она, могут влюбиться все – от купца Лопахина до студента Пети. А она – воплощение живого нерва. Сквозит из этой Раневской отчаяние, полное отсутствие к «выживаемости», будто транслирует она всем своим существом: «На-те, берите с меня последнее, кушайте заживо, да без остатка, гори всё синим пламенем, а я пропащая, иду танцевать». Да, её действительно жаль. Её личная трагедия – смерть сына сломила её. Плавинская так больно изображает припадок, что становится на мгновение нехорошо физически. Она действительно столь хрупка, как балерина из музыкальной шкатулки, которую она изображает. Лёгкий удар ­­– сломается безвозвратно, итак на ладан уже дышит эта куколка из ящичка, который уронили неосторожно.

Гаев, брат Раневской, изображён у заслуженного артиста России Андрея Журавлёва мягким и бесхарактерным. Он очень близок к литературному Гаеву своей безвольностью и бесхребетностью. По пьесе сам герой шутит над собой, что «состояние своё проел на леденцах». Яшка, лакей, над ним глумится, а он возмущается, мелко семенит, не умея ничего решить. «Хорошо бы получить наследство от тётки», – мечтательно рассуждает он. Всё идёт ко дну, а главного мужчину в усадьбе даже лакей в грош ни ставит. Вроде добрый человек, чувствительный  (душевный разговор со старым шкафом чего один стоит), но пассивный до безобразия.

Варя (артистка Яна Голубева), приёмная дочь Раневской, девушка простая, трудолюбивая, серьёзная и благообразная. Она неравнодушна к Лопахину, но её гордость не позволит ей сознаться в своих чувствах. Может она и не столь глубокая как Раневская, но в ней есть практичность (это у всех приёмышей, скорее всего, заложено) и хозяйство худо-бедно она пытается вести. В монастырь она вряд ли уйдёт, но не пропадёт, будет хорошей экономкой у неких Рагулиных. Варя у Голубевой получилась интересной. Строгая и гордая с одной стороны, но с некой детскостью и озорством с другой (пусть и под глухим платочком на голове).

Аня – родная дочь Раневской, семнадцатилетняя девушка. Артистка Дарья Осташевская органична в образе юной, полной прелести и лёгкости барышни. Хотя грусть уже сквозит в ней. Ведь Аня уже многое замечает, как, например, нерачительна её мать, у которой ничего не осталось, а она «лакеям на чай рубль даёт». С потерей вишнёвого сада ей придётся резко повзрослеть и она это понимает.

Яша (артист Геннадий Бабинов) – паразит, приспособленец и подлая гиена. Противен до невозможности. Всё в «Парыжи» хочет с господами подальше от необразованного народа шампанское пить, да между делом Дуняшек пользовать. Господ же своих не уважает ни на толику и даже от матери родной отвернулся. Бабинов талантливо изобразил этого скользкого типа.

Дуняшу, горничную, артистка Виктория Козлова изобразила как милую и чрезмерно наивную девушку. Она сама как изнеженная барышня «с белыми руками». И как некстати влюбляется в Яшу, отвергая ухаживания конторщика Епиходова (артист Никита Берёзкин).

Берёзкин своего Епиходова сделал очень комичным (артист вообще очень органичен в комичных образах). Настоящий человек «22 несчастья».  Куда такому тягаться с лисом Яшей!

Шарлотта Ивановна, гувернантка без роду и племени, настоящая клоунесса-чревовещательница по тексту Чехова. В исполнении артистки Евгении Голубевой она получилась истеричной и весёлой. Смотреть на неё сплошное удовольствие! А милый шпиц, который сопровождает её везде, внёс и вовсе своё очарование в атмосферу спектакля (даже гавкал уместно). Они оба – часть общей суеты и праздности. Цирк, да и только, смешно и грустно!

Купец Лопахин артиста Тараса Кузьмина резвый и обаятельный. Местами озорной, но практичный и рассудительный. Вообще сам герой у Чехова многогранный и не лишён благородства (так, он помогает финансово Любови Андреевне и хочет дать денег Пете). Но в нём есть некое малодушие, когда речь идёт о чувствах (так и не решился Варе сделать предложение и скрывает чувства к Раневской). Он умён и умеет обращаться с деньгами, имея неблагородное происхождение и отсутствие образования. Лопахин стал намного богаче своих бывших владельцев и в том, что он покупает вишнёвый сад есть некая сатисфакция.

Уместна ли разухабистость Лопахина в изображении Кузьмина? Ну а почему бы и нет? Ведь и в жизни можно быть хорошим коммерсантом и при этом танцевать как «босоногий мальчик». А также прийти в деловом костюме с торгов, взять топор и побежать на вишнёвый сад, ликуя, что, мол «настало наше время, дождались». Лопахин Кузьмина – образ сложный, но, однозначно, с русской широкой душой.

Студент Петя – очень чеховский герой. Такие подобные речи про неравный труд, пьянство, грязь физическую и опущение моральное, клопов, страшные условия содержания рабочего люда слышны в рассказах «Крыжовник», «Случай из практики», «В овраге» и т.д. Петя в изображении артиста Алексея Майского – несуразный идеалист в смешных очках с горячими речами про то, что «надо быть выше любви». Вот как раз, веришь, что из таких при умелой доработкетеррористы и революционеры получаются. Галоши у Петеньки – «облезлого барина» (как его называют окружающие) украсть проще простого, но ума и идейности в нём – палата. Это интеллигентное пушечное мясо вовсю понадобится чуть позже, для «красного» переворота. А сейчас ему грозит только гордая бедность.

Помещик Симеонов-Пищик – образ комичный. У артиста Евгения Романова получился весёлый персонаж, говорящий взахлёб разную чепуху (например, про коня Калигулы, от которого берёт начало его род). Да, он такой же банкрот, как и Раневская, у него постоянно нет денег и он всем должен в округе. То есть живётодним днём и на авось надеется. Хотя как знать, может таким и повезёт потом клад свой найти. Либо залежи какие полезные на земле своей обнаружить (что почти невероятным кажется), либо застрелиться, а перед этим посмеяться над собой…. Хотя благородная составляющая в нём есть и про возврат долга он помнит. Романов придаёт своему герою в конце некоторую печальную нотку, словно понимает отчасти, что он «душа пропащая».

 Вообще эта постановка представляет собой мучительное и долгое прощание со старым миром. Тут море рефлексии и конфликтов, как внешних, так и внутренних. Праздность и упадок, безысходность, конец русского дворянства. На передний план выходят купцы и дельцы, мир отжимают Лопахины с его новыми дачниками. Вся «белая кость» обмельчала, а то и вовсе сгнила. Возможна ли эволюция героев? Есть ли будущее после сада? Неизвестно, но в позитивный исход почему-то не очень-то верится. Сад –  это старая России. От расцвета до упадка. Хотя лозунги типа «мы новый мир построим» и иже с ними «вперёд, в светлое будущее» воспринимаются не иначе, как с мурашками на коже.

Если бы люди жили, слушая своё сердце, в гармонии с собой и со своим разумом, любили труд и уважали прошлое и достояние предков, не повиновались бы моментальным порывам, то, возможно, не лишились бы своих корней и не теряли бы почвы под ногами. Ведь «Вишнёвый сад» – это потерянный Эдем. Срубили его в одночасье и что дальше? Новая лучшая жизнь? Но ведь ломать – это не строить же! На взращивание нового мира века понадобятся и земля благодатная! 

Ведь все герои «Вишнёвого сада» – это срез общества, изображённый комично и горестно одновременно. И не поэтому ли эта пьеса не теряет своей актуальности? Ведь характеры остаются, только декорации и костюмы меняются. К слову, художник-постановщик Николай Юдин передал дух времени и атмосферу сладкого тления (руины, окна без стёкол, старый покосившийся шкаф и допотопные стулья), пространство сцены было как будто окутано туманом, пробирающимся сквозь вишнёвый сад. Майская свежесть переходит в летние вечера, которые сменяются осенним холодом. А под ногами настоящая земля, в которую уже не попадёт ни одно зёрнышко…

В конце хотелось бы сказать… Нужен ли такой «Вишнёвый сад» зрителям Тверского театра драмы? Да! Пусть каждый сам разбирается, кто ему из героев близок, а кто нет. Благо, характеры получились разные и есть из чего выбирать для себя. Тем более не утомительно это. Не заскучаешь. А если заснёт кто, собака Шарлотты Ивановны живо разбудит своей заливистой «репликой». Но помимо шуток, надеемся, что в новом сезоне, «Вишнёвый сад» расцветёт более пышным цветом и подарит зрителям много эмоций и поводов задуматься и прибраться в своём внутреннем «саду».

16+

Оксана Мирошниченко



Наш канал в Яндекс.Дзен

Новости партнеров

Оставить комментарий:

Теги:

Также в новостях



Лента новостей
Новости СМИ2