Конец ноября в Тверском академическом театре драмы был ознаменован премьерой комедии по одноименной пьесе Оскар Уайльда «Как важно быть серьезным». Режиссёр-постановщик – Борис Гуревич (г. Санкт-Петербург), уже знакомый тверскому зрителю по постановке «Дачная лихорадка».
Спектакль полон английских стереотипов. Твид, чопорный лакей, высокие часы с боем, безупречные манеры, постоянный чайный сервиз. Атмосфера из «Дживса и Вустера», ни дать, ни взять. Интеллигентный и аристократический юмор с сарказмом и чуть дозированной фривольностью.
Эта история про то, как два молодых друга Джек Уординг (артист Сергей Бескакотов) и Алджернон Монкриф (артист Никита Бахметьев) попадают в переделку, где есть место притворству и любви... А еще есть загадочный персонаж Эрнест, чье имя будоражит девичьи сердца и на которого так хотят быть похожи молодые люди. Ведь это же образец! Кстати, имя «Эрнест» происходит от английского «earnest», что в переводе означает «серьезность».
Джек и Алджернон очень схожи. Оба молодые аристократы, не чуждые шалостям как вчерашние школьники. Они спорят, дразнятся, между делом, танцуя и бегая друг за другом со стульями наперевес.
Игра Бескакотова и Бахметьева старательна и претендует на легкую непосредственность.
Актер Алексей Майский в постановке был задействован в четырёх ролях. Это и напыщенный автор с торжественными и высокопарными вставками, чопорные лакей Лейн с дворецким Меррименом и недотепистый садовник Мольтон. Майский «уместен» в своих ролях и в рамках самой пьесы.
Татьяна Лугачёва в роли леди Брэкнелл, тети Алджернона, заставляет неосознанно держать руки по швам. Она сплошное воплощение почтенной серьезности. Но с сюрпризами!
Отдельно хотелось бы отметить артистку Яну Голубеву в роли Гвендолен Ферфакс. Темперамент, обаяние, дерзость и умение перевоплощаться из скромной послушной дочки в хищную кокетку – всё это приковывает к ней особое внимание.
Дарья Осташевская в роли Сесили Кардью воздушная и легкая. Игривая, юная, вся в ожиданиях любви. Но Гвендолен Ферфакс на её фоне смотрится более искушенной в делах сердечных.
Мисс Призм (артистка Евгения Голубева) - настоящая клоунесса. Достаточно шумная и гротескная. Но, при этом, вносящая большой вклад в общую суматоху второго действия пьесы.
Его преподобие каноник Чезюбл, доктор богословия (артист Константин Василенко) вполне себе деревенский священник. Добродушный и не отрицающий обычные земные радости. Он органично вписывается в английскую картину сельской жизни.
Словом, актерский состав показал себя лучшим образом. Во всех артистах есть живая комичность, которая способна «раскачать» и воодушевить зрителей.
Что касается, оформления и декораций, то художники сцены (заслуженный деятель искусств РФ Мария Брянцева и Татьяна Демина) создали атмосферу легкости, вычурную и, как будто, всамделишную.
Например, миниатюрный поезд, который ездит по сцене взад-вперед. Взрослые люди в строгих костюмах и тут эта игрушка. Будто бы попытка посмеяться над серьезностью и реальностью героев, в которой они хотят казаться важнее и значимее.
И жизнь всегда вносит свои коррективы. Любовь должна восторжествовать, потерянные мальчики найтись, а дружба стать крепче. А Эрнест? Он будет связующим звеном между всеми героями комедии.
Постановка полна экспрессии, спешки и диалогов на хорошем литературном языке в переводе с английского (последнее полезно для нас – современных людей с клиповым мышлением, часто страдающих от усеченного словарного запаса).
Да, Оскар Уайльд прослыл непревзойденным остряком, и его комедии изящны и не нарочито нравоучительны. Юмор – вот кто самый лучший учитель в нашей жизни! Во многих ситуациях важнее дать волю улыбке, чем держать себя в рамках. Ведь, как известно, самые глупые вещи делаются именно с серьёзным лицом.
Конечно, эта постановка нуждается в «обкатке», как и любой новый спектакль, ведь тут много хореографии и движения.
«Как важно быть серьёзным» – настоящая комедия положений с интересным сочетанием важности и чинности в противовес веселой непосредственности.
Когда за окном ненастье (ну почти как в туманном Альбионе) или просто тоскливо, то можно попытаться получить вполне себе хороший заряд позитивной энергии от этой новой постановки!
16+
Автор: Оксана Мирошниченко