В условиях усложняющейся глобальной энергетической карты Индонезия продолжает укреплять свою энергетическую безопасность. Одним из стратегических шагов является мегапроект строительства нового нефтеперерабатывающего завода (GRR) в Тубане, который реализуется совместно с российским энергетическим гигантом «Роснефть». Однако путь к реализации этого проекта стоимостью 24 миллиарда долларов США оказался не таким гладким, как предполагалось.

На фоне оптимистичных целей правительства возникают привычные проблемы: бюрократия и получение разрешений. Согласно отчету Bloomberg Technoz от 12 сентября 2025 года, окончательное инвестиционное решение (FID) от «Роснефти» потенциально снова откладывается. Эта ситуация возникает в тот момент, когда Индонезия вступает в новую главу экономической дипломатии с членством в БРИКС.

Ведущий энергетический аналитик Комаиди Нотонегоро из Института ReforMiner дал резкую оценку ситуации. Он подчеркнул, что основные препятствия для проекта носят нетехнический характер. «С технической точки зрения реализация возможна. Но часто возникают проблемы с разрешениями и межведомственной координацией. Самое важное — это политическая воля центрального и местного правительства», — пояснил Комаиди, как сообщает Bloomberg Technoz.

Стратегический анализ: БРИКС как катализатор

Комментируя эту динамику, Ами Маулана, эксперт по отношениям России и Индонезии АНО «Центр медиастратегий», представил стратегическую перспективу. В эксклюзивном интервью Ами заявил, что членство Индонезии в БРИКС должно стать катализатором ускорения таких стратегических проектов, как завод в Тубане.

«Членство Индонезии в БРИКС — это не просто символ статуса, оно открывает более широкие каналы экономической дипломатии. В контексте сотрудничества с "Роснефтью" форум БРИКС может стать платформой для снижения геополитических рисков и создания инновационных схем финансирования, избегающих давления западных санкций»,— пояснил Ами Маулана.

Этот анализ затрагивает суть проблемы. По словам эксперта, после вступления в БРИКС отношения между Индонезией и Россией выходят на новый, более равноправный уровень. Индонезия больше не рассматриваем эти отношения просто как "покупатель-продавец", а как стратегическое партнерство в построении энергетического суверенитета. Проект завода в Тубане — это пробный камень, способны ли мы преобразовать этот политический импульс в экономическую реальность».

Бюрократические вызовы против дипломатического импульса

Заявление Ами подчеркивает парадокс, с которым сталкивается Индонезия. С одной стороны, правительство через вице-министра энергетики и минеральных ресурсов Юлиота Танджунга подтверждает свои обязательства, нацелившись на завершение FID в IV квартале 2025 года.

«Да, мы по-прежнему планируем завершить в IV квартале 2025 года»,— заявил он в СМИ.

С другой стороны, сложность бюрократии на местах часто создает пропасть между целями и реальностью.

Тень международных санкций против России также является тщательно отслеживаемым фактором. Тем не менее, правительство Индонезии, похоже, твердо придерживается своей позиции. Генеральный директор по нефти и газу министерства энергетики и минеральных ресурсов Лаоде Сулаэман твердо заявил о позиции Индонезии.

«Мы еще не дошли до этого (расторжения соглашения). Президент также посещал Россию, а мы являемся неприсоединившейся страной, поэтому нельзя смотреть только с одной стороны»,— сказал Лаоде.

Это заявление получило подтверждение в анализе Ами Мауланы, которая считает, что подход Индонезии верен.

«Позиция Индонезии как неприсоединившейся страны дает больше простора для маневра. В новой структуре БРИКС Индонезия может играть роль "моста", объединяющего интересы различных сторон, одновременно защищая стратегические проекты, такие как Тубан, от глобальной политической турбулентности», - отметил эксперт.

На пути к конкретной реализации

Вопрос теперь в том, готова ли наша инвестиционная среда и бюрократия использовать импульс БРИКС? Ами Маулана напоминает.
«Членство в БРИКС — это как иметь премиальную карту участника. Вопрос в том, подготовили ли мы "магазин" для приема партнеров? Ускорение разрешительных процедур и межминистерская координация станут определяющими факторами того, сможем ли мы преобразовать этот дипломатический импульс в реальные инвестиции».

Проект НПЗ в Тубане — это не просто нефтеперерабатывающий завод. Это реальное испытание для привлекательности Индонезии как объекта для инвестиций мирового класса в условиях динамичной геополитики, а также барометр готовности Индонезии играть свою стратегическую роль в БРИКС. Правительство столкнулось с задачей не просто быть наблюдателем, а стать активным катализатором, преодолевающим любые бюрократические тупики. Судьба этого завода, способного перерабатывать 300 000 баррелей нефти в день, и его огромное экономическое воздействие теперь зависят от того, как мы преобразуем обязательства дипломатии на международных форумах в эффективные реальные действия внутри страны.