22 марта 2024
Губернатор Тверской области Игорь Руденя выразил соболезнования в связи с трагедией в ТЦ «Крокус Сити Холл» в Московской области

«Василий Тёркин» - громкая премьера уходящего года


28 декабря 2020 18:00 / Культура | Алёна Волкова

Источник фото: Артём Мясников (Геометрия)

В Тверском театре драмы состоялся показ одного из самых долгожданных спектаклей

17 и 18 декабря зритель увидел одну из самых ожидаемых премьер этого года - спектакль «Василий Тёркин».

Изначально предполагалось, что постановка войдёт в репертуар камерной сцены театра - премьера должна была состояться ещё весной этого года. Однако из-за неспокойной эпидемиологической обстановки было принято решение перенести спектакль на другую дату и показать его на большой сцене театра.

И это оказалось очень правильным решением: спектакль действительно достоин того, чтобы показать его на большой сцене. До состоявшейся премьеры в Тверском театре драмы «Василия Тёркина» успели посмотреть в других городах Тверской области: Красном Холме, Калязине, Ржеве. Премьера театрализованных страниц произведения Александра Твардовского о неунывающем и храбром русском солдате, воевавшем подо Ржевом, непременно должна была состояться в этом году - в год празднования 75-летия Великой Победы (тем более, что в этом году в Тверской области был открыт грандиозный памятник - мемориал Ржевскому солдату, образ которого тоже весьма удачно был задействован на сцене). И вот, наконец, долгожданную премьеру смогли увидеть и тверские зрители (что интересно, премьера состоялась на следующий день после праздника освобождения Калинина, что наверняка также неслучайно).

Главное впечатление от спектакля - атмосфера, переданная с удивительной точностью, она позволяет как бы перенестись в то время.  И откуда-то из самой глубины души всплывает понимание, что ничего не проходит бесследно, ничего не стёрлось из памяти и остаётся важным и по сей день - для всех тех, кто живёт уже в другом веке и в другую эпоху (потому что и мы живём, собственно, благодаря тому, что происходило тогда, когда война была не на жизнь, а на смерть - «не ради славы, а ради жизни на земле»).

Дуло зенитки, деревце, одинокая печка, стоящая в поле, противотанковые ежи, защитная сетка - ничего лишнего, тем более что антураж помогал быстро передать то или иное действие, которое происходило то летом, то зимой (артиллерийские ящики, например, очень удачно перевоплощались в плоты в сцене «Переправа», а одиноко стоящая печь - в печку во время сцены в баньке на околице деревни). Удачно подобранная музыка также позволяла перенестись в ту эпоху, ну а главной «изюминкой» спектакля, которая помогла погрузиться в события почти 80-летней давности, стала конечно же игра актёров.

Именно они удивительно тонко смогли передать страницы поэмы, всем известной ещё со школьной скамьи - просто и понятно, без лишнего пафоса показать разные стороны жизни на войне. Что важно - именно жизни, а не смерти. Хотя сцена со смертью была, пожалуй, одной из самых сильных в спектакле - но даже она, сама смерть, под напором неунывающего русского характера, который считает, что он в ответе за всё на свете, была вынуждена отступить. Да, Геннадий Бабинов, Никита Берёзкин, Сергей Бескакотов, Никита Бахметьев, Константин Василенко воплотили разные типажи (от разбитного рубахи-парня до долговязого интеллигента), но каждому из них удалось показать то, каким и был русский солдат - таким разным, но одинаково настоящим. Чудо-человек, как называл его сам Твардовский. Так, до мурашек пробирает сцена, когда один из героев, потеряв и двор, и хату, печалится об утерянном кисете - война забирает всё, именно поэтому и звучит мысль, что молодым на войне, возможно, проще - нет такой тоски по дому, а, может, и самого дома уже больше нет…

Тем не менее новый спектакль - это отнюдь не заунывный некролог, за 1,5 часа без антракта показана не только одна лишь беспощадность войны - там есть место и шуткам, и танцам, и песням под гармонь, и приятным воспоминаниям и, конечно, дружбе и взаимовыручке - ведь именно благодаря ей наравне с несгибаемым русским характером и стала возможна Победа.

Режиссёр Александр Сафронов (кстати, он тоже появляется на сцене - выступает в роли рассказчика) столь удачно подобрал отрывки знаменитой поэмы Твардовского, что они удивительно гармонизируют между собой, помогают узнать что-то новое о бессмертном произведении и вспомнить с детства известные цитаты: «Бери шинель - пошли домой», «Зачем мне орден - я согласен на медаль», и, конечно, передают одну из ключевых мыслей этого произведения: «Россию, мать-старуху, нам терять никак нельзя». Благодаря спектаклю, такому простому и понятному, становится ясно, что Россия - это не только крупные города вроде Москвы, Ростова и т.д., но и каждая деревенька наподобие населённого пункта Борки под Ржевом, отстоять который не менее важно, чем тот же Сталинград. Важно всё, вплоть до мелочей (которых на войне не бывает) - ведь без Ржева, как известно, не было бы и Сталинграда.

Новый показ спектакля состоится 21 января - и это та самая постановка, увидеть которую должен каждый, поскольку актуальна она на все времена.

16+

Алёна ВОЛКОВА



Наш канал в Яндекс.Дзен

Новости партнеров

Оставить комментарий:

Также в новостях



Лента новостей
Новости СМИ2