Все мы привыкли к ежедневному общению в простых и удобных, а главное – как нам кажется, защищенных мессенджерах. Без лишних картинок и видео написать что-то близкому человеку или уточнить вопросы по работе занимает буквально пару секунд. Раньше для этого (и для знакомств, конечно же) существовала "аська", но вскоре ее заменили WhatsApp* и Viber. Блокировка и яростная борьба РКН с Telegram в далеком 2018 году оказалась столь интересной для миллионов людей, что скоро уже привычная нам "телега" вышла на информационный ринг.
Отовсюду, во всех уведомлениях посыпалось: ваши звонки и сообщения надежно защищены. Словно бы – "доверяйте нам все ваши тайны". Вот мы и стали, ведь никаких альтернатив-то не оказалось. Пока череда странных событий не заставила задуматься.
Сквозящее равнодушие
Изначально та же "телега" стала для российского гражданина неким защищенным мессенджером: там только приватность, стикеры и ничего более. Но обычный чат в этом мессенджере, не защищенный сквозным шифрованием (или "секретный чат"), только обнажает наши тайны перед неизвестными. Недаром украинские спецслужбы используют и Telegram, и WhatsApp* для вербовки наших граждан, а также и координации своих действий. Meta**, кстати, пошла еще дальше – пользователям из западных стран компания разослала уведомления о том, что их персональные данные (правда, "деперсонализированные") будут использоваться для обучения ИИ. Если принять новые условия оказалось легко – для этого не требовалось даже соглашение, то вот отказаться от них выходит намного сложнее.
В последнее время появляется все больше сообщений о мошенничестве в Telegram и WhatsApp*. И не только об этом: аккаунты в этих мессенджерах оказалось легко взломать даже без помощи тех, кому нужны ваши деньги – тем, кому нужна ваша информация. Но, по большей части, оба мессенджера передают информацию о своих верных "подданых" по собственной воле, в рамках сотрудничества с госорганами.
Например, Павел Дуров еще осенью прошлого года подробно рассказал о взаимодействии "телеги" с властями разных стран – теперь мессенджер будет раскрывать номера телефонов и IP-адреса всех, кого власти той или иной страны считают преступниками (кстати, хоть Дуров и отмечает, что давно взаимодействует с госорганами, раньше это особо не афишировалось, а, скорее, наоборот, отрицалось). Кажущаяся на первый взгляд попытка обезопасить нашу жизнь может быть лишь удобным инструментом в руках властей. Стало ли меньше мошенников в Telegram, о которых регулярно предупреждает полиция, стало ли меньше взломов аккаунтов? Стало ли меньше преступников, или террористы из Crocus City Hall, которые координировались именно в "телеге", под это описание не подходят? Вряд ли. На этот вопрос в беседе с Информ69 также ответил журналист и член Общественной палаты РФ Александр Малькевич.
- Telegram и WhatsApp*, несмотря на внешнее сходство, все же стоит рассматривать отдельно. Начнем с Telegram. Его главная особенность — поразительное равнодушие к тому, кто и для чего использует платформу. Именно здесь регулярно выявляют группы террористов, экстремистов, неонацистов. Совсем недавно сообщалось, что на базе Telegram во Франции появился сервис по заказу наемных убийц — звучит как сюжет для триллера, но это реальность.
Максимальная защита
WhatsApp* же вовсе принадлежит американской компании Meta**.
- Что касается WhatsApp*, то он, конечно, "грешил" меньше — просто потому, что у него меньше функциональности. Однако и тут есть серьезные вопросы. Во-первых, WhatsApp* принадлежит компании Meta**, признанной в России экстремистской и запрещенной. А во-вторых — это постоянные проблемы с кибербезопасностью. Не зря госслужащим в США официально запретили им пользоваться, - отмечает Малькевич.
Оба мессенджера регулярно штрафуют не только в России, но и за рубежом. Но помогает ли это сохранить разную, порой слишком чувствительную информацию о гражданине? Или же тот же WhatsApp*, который не выдает российским органам власти информацию о преступниках, убийцах и мошенниках, раскрывает все карты о военных РФ для американских спецслужб? Согласно расследованию The Guardian, именно в ватсапе были скомпрометированы сотни аккаунтов журналистов и представителей гражданского сообщества буквально по щелчку (потерпевшим даже не пришлось скачивать или открывать странные файлы). В России также предупреждали, что в мессенджере довольно часто распространяются некие зараженные файлы, которые, даже если пользователь не рискнет открыть, все равно помогут шпионскому ПО установиться на телефон. Назвать это уязвимостью довольно сложно, скорее – критический сбой в системе безопасности. Да и телеграм не отстает – любому спамеру, мошеннику или наркодельцу достаточно скрыть свои номера телефонов, указать любой никнейм, и вуаля – найти их довольно сложно. Например, те же истории с наркобизнесом: сейчас часто ловят курьеров или же "поваров", в то время как заказчики и создатели ОПГ, скрываясь под вымышленными именами, так и продолжают набирать новых "овец" в свой преступный бизнес, все время оставаясь в тени анонимности.
Но почему все это допускается?
- Важно понимать, что все это — не новости вчерашнего дня. Недостаток этих мессенджеров — они работают вне российской юрисдикции и фактически не несут никакой ответственности перед нашими гражданами. А вот в этом и кроется ключевое преимущество отечественного мессенджера MAX: он не может просто исчезнуть в Дубае. И, что не менее важно, MAX предлагает встроенный цифровой ID, доступ к Госуслугам и другие функции, делающие его выбором здравого смысла. Особенно для тех, кто ценит безопасность, прозрачность и доверие, - отметил Малькевич.
* принадлежит Meta — запрещенной в РФ экстремистской организации
**Meta — деятельность организации запрещена на территории Российской Федерации.