09 января 2025
В Тверской области стартует приём заявок на участие в региональном конкурсе «Человек года», «Лучший социальный проект года»
05 января 2025
В Тверской области действует запрет на запуск пиротехнических изделий

Три сестры: безнадега, нелюбовь и отчаяние (рецензия на спектакль Тверского драматического театра «Три сестры»)


02 декабря 2023 00:04 / Культура

Источник фото: Тимур Ёмов (ГЕО ПРО)

Конец ноября в Тверском театре драмы ознаменовался премьерой спектакля «Три сестры» по пьесе Антона Чехова в режиссерской постановке Александра Павлишина.

Особенности драматургии и конфликта делают эту пьесу необыкновенно пронзительной для зрительского восприятия. Поэтому  «Три сестры» - это грандиозная работа, которая, однозначно, потребовала огромных сил со стороны, как артистов, так и всех причастных к созданию спектакля.

Центральные образы постановки три сестры – Ольга (заслуженная артистка России Дарья Плавинская), Маша (артистка Юлия Бедарева) и Ирина (артистка Дарья Осташевская).

Символично, что в самом начале спектакля мы видим, как совпадает годовщина смерти отца сестер и их брата Андрея Сергеевича с торжеством в честь именин Ирины. Начали за упокой, кончили за здравие.

Что касается самих сестер, то персонажи получились яркими и выдающимися.

Заслуженная артистка России Дарья Плавинская наделила свою Ольгу сверхчувствительностью, человечностью, заботливостью и искренним отношением к своим близким. Наверное, это самый жертвенный и неравнодушный персонаж во всей постановке. Она готова служить во благо людям и даже предоставляет кров старенькой няньке Анфисе (народная артистка Ирина Андрианова), которую выгнали за ненадобностью из дома Прозоровых. Но сама она не знает, что такое счастье личное и не надеется уже на это.

Сестра Маша в исполнении Юлии Бедаревой получилась искрометной натурой с истерической ноткой. Это женщина, живущая в нелюбви с мужем, учителем гимназии Кулыгиным (артист Евгений Романов). Кажется, еще немного и с ней случится приступ. Глухое отчаяние, граничащее с экзальтированностью и влюбленность в такого же несчастно женатого подполковника Вершинина (артист Сергей Бескакотов), наполняет этот персонаж особым трагизмом. Она интересная, непосредственная и острая на язык. Когда-то ее переполняла жизнь и энергия. Но со временем остались только усталость и цинизм. «У лукоморья дуб зелёный…Златая цепь на дубе том…», - бесконечно повторяет она, как будто разум ее повредился. И постылый добрый муж «по-людоедски» мучает своей эгоистичной душной любовью.

Ирина – самая младшая сестра в исполнении артистки Дарьи Осташевской. Она мечтательница, грезит о лучшей жизни в Москве и считает, что только труд является настоящим призванием человека. Она считает, что: «…лучше быть волом, лучше быть простою лошадью, только бы работать, чем молодой женщиной, которая встает в двенадцать часов дня, потом пьет в постели кофе, потом два часа одевается... о, как это ужасно!»

Но по истечении времени Ирина перестает быть столь романтично настроенной. Жизнь в провинциальном городке засасывает как болото, любовь свою она не встретила и очарование юности сменяется тоской и скукой. Она работает на телеграфе и признается, что отупевает от этой деятельности и даже становится груба с теми, кто просит отправить телеграммы с сообщениями о несчастьях.

Ирина еще может выйти замуж за человека пусть нелюбимого, но благородного и доброго – барона Тузенбаха (артист Геннадий Бабинов) и имеет возможность изменить свою жизнь. Из всех сестер ей вполне могло повезти. Если бы не злой рок и ревность отвергнутого штабс-капитана Соленого (артист Никита Березкин).

Андрей Сергеевич Прозоров (артист Алексей Майский), брат сестер,  человек тоже молодой и подающий надежды. Он, как и его сестры, грезит о Москве и о том, что там его ждет карьера профессора. Но со временем ему уже хочется  сбежать из своего городка и просто побывать хотя бы в московском ресторане. Сначала Андрей Сергеевич кажется трогательным и влюбленным в свою невесту Наталью Ивановну (артистка Екатерина Юркова), но дальше этот образ ждет падение. Игромания, банкротство, крушение надежд и неудачный брак сломили его. Майский привнес в свой персонаж нервозность отчаявшегося человека. Ему невыносимо скучно в своем пустеющем доме, таланты его никому не нужны. Все, что он получил от жизни – это то, что он стал членом земской управы... Андрей Сергеевич ходит с коляской, где лежит его ребенок, и кажется, что он уже мертв при жизни и выхода нет. 

Его жена Наталья Ивановна – самый неприятный персонаж постановки.

Сначала она кажется девушкой застенчивой и милой. Но это только кажется… На самом деле, это жестокая и пошлая мещанка. Артистка Екатерина Юркова мастерски передала весь спектр негативных качеств этого персонажа. Каждое ее появление на сцене внушает тот тип ужаса, который испытываешь от встречи с непредсказуемым, жестоким и неадекватным человеком. 

Сестры и Андрей Сергеевич страдают в своем доме и в их мечтах Москва – это не город, это потерянный рай, обитель для всех страдальцев, где они могли бы обрести смысл своего существования и найти наконец свое призвание. А для таких, как Наталья Ивановна, рай как раз тут. На пожарищах, в сиротеющих провинциальных домах. Они гнездятся и пускают тут свои корни, разрастаются своими Бобиками и Софочками, словно паразиты. Наталья Ивановна думает только о себе и своем потомстве, она без зазрения совести изменяет мужу с председателем земской управы Протопоповым. Уже и сам Андрей Сергеевич сравнивает Наташу с «мелким, слепым, шершавым животным» и видит всю ужасающую глубину ее пошлости. А ведь когда-то была она для него любовью жизни.

Чебутыкин Иван Романович, военный доктор и друг семьи (народный артист России Владимир Чернышов) - персонаж тоже «упаднический». Он кажется сначала балагуром, несущим всяческую чушь, но проявляющим доброту к окружающим. Но по мере действа ужасаешься тому, что человеческого тут почти и нет. Он пьяница, приживала, равнодушный до жестокости... «Какая разница - одним бароном меньше, одним больше», - говорит он о предстоящей дуэли Тузенбаха и Соленого.

Из врачебного дела он уже ничего не помнит, своих пациентов он скорее отправит на тот свет, чем поможет им.

«Нас нет, ничего нет на свете, мы не существуем, а только кажется, что существуем», - говорит Чебутыкин. В душе его черная дыра. Все, что осталось от человека, который когда-то имел другой облик.

 «Тарара… бумбия… сижу на тумбе я…», - бессмысленно приговаривает он как заведенный болванчик. Где его рефлексия, где его полезность?! Чернышов мастерски передал деградацию этого персонажа.

Вообще динамики в этой постановке не так много. Вся соль в монологах героев, в их повествованиях о собственных жизнях.

Но тут есть яркие вставки, как например сцена с ряжеными, которая добавила элемент фантасмагории и нереальности всего происходящего. Возникает ощущение, что все вокруг спят. Ничего не меняется и не движется. Все только стареют, слабеют, многие черствеют сердцем и тупеют умом. Все тут мертвеет с течением времени. Персонажи как птицы в клетке, а одиночество коррелирует с монологами героев о собственной боли, тоске и несбывшихся надеждах. Но никто никого не слышит.

И только Наталья Ивановна, как Минотавр, тихо и хищно бродит на заднем фоне в лабиринте из бесконечных комнат и шкафов…

 Художник сцены создала лаконичное оформление, благодаря которому зритель буквально кожей чувствует изменения атмосферы по ходу действия (Юлия Ветрова, г. Москва). Нет ничего отвлекающего от главного – от переживаний героев и общего замысла постановки.

Все вышло очень по-чеховски. Мечты и разговоры об эволюции общества, рассуждения о важности труда не помогают героям что-то на самом деле изменить в собственной жизни. Так много разговоров и так мало дел...

Пусть даже финал открыт, горестный осадок остается. Сестры в конце обнимаются и утешают друг друга, что, несмотря ни на что, жизнь не кончена и нужно как-то продолжать жить. Но жить ли, а не просто функционировать?

И это ли не самая главная «фишка» спектакля – достучаться до зрителя и дать ему простор для размышления, что может он сделать для самого себя в частности?

«Три сестры» - спектакль-притча и рекомендован к просмотру всем тем, кто хочет разобраться: станет ли он жить призрачными мечтами дальше или же решится поменять что-то в своей жизни! Пусть будет местами страшно и неуютно от встречи с истиной. И в этом несомненная польза этой сложной и волнующей постановки!

Оксана Мирошниченко

16+



Наш канал в Яндекс.Дзен

Новости партнеров

Оставить комментарий:

Теги:

Также в новостях



Лента новостей
Новости СМИ2