Начало весны в Тверском театре драмы было ознаменовано премьерой спектакля «Географ глобус пропил» по одноименному роману Алексея Иванова в режиссерской постановке Андрея Цисарука.
Все происходит в маленьком городке – медвежьем углу. Суровая красота Сибири, основные персонажи – молодые еще люди, которым около тридцати, страна одновременно на пороге перемен, которых «требовали сердца» и на краю пропасти.
Роль Виктора Служкина, учителя географии, была как будто специально создана для Геннадия Бабинова. Он передает весь спектр черт и чувств этого героя – часто пьяного философа, который сеет прибаутками. Но Служкину все равно невольно сочувствуешь, он симпатичен, несмотря на свою любовь к «загулам» и частое отсутствие твердости, за которое ему постоянно достается от жены Нади. Артистка Дарья Осташевская достоверно передала образ этой женщины в кризисе, которой так тяжело тянуть семью. Она, красивая и молодая, спрятана за халатом, недовольством, ворчанием и усталостью от безденежья.
«Шут гороховый», «пустой человек» - говорит про мужа Надя. Служкин любит ее, но сил бороться у него нет. Да и желания тоже нет.
Окружение Служкина – его друзья и бывшие одноклассники.
Будкин (артист Сергей Грищенко), школьный друг Служкина – предприниматель и местный плейбой, который умеет производить впечатление на женщин. И может найти свое «место под солнцем» в новых условиях кризиса в отличие от товарища. В нем много мальчишеского задора, но при этом тоже есть какая-то усталость. «Будкин также засыхать начал, как и я», – говорит про него Служкин.
Одинокая Саша Рунева (артистка Яна Голубева) влюблена в Будкина с незапамятных времен, но при этом связывается с Колесниковым (артист Александр Крайнов). А жена Колесникова тоже девушка свободных нравов Наташа Веткина или Ветка (артистка Евгения Голубева).
Они прожигатели жизни, скучающие обитатели провинциального городка. Всех заедает хандра и отсутствие ориентиров.
Беспорядочные связи, пьянство, смертельная тоска и безысходность. Этих людей почему-то очень жаль. Представители «потерянного поколения» не видят себя творцами своей собственной истории. Им ничего не надо, они живут под девизом «Есть здесь и сейчас. И пусть пока будет хорошо, а там посмотрим».
В спектакле также много отсылок к прошлому и параллелей между школьниками вчерашними и настоящими. Связь поколений, которая рвется.
Тут ничего не происходит в первом действии, по сути, кроме кухонных разборок и квартирных посиделок.
Но зато много внутренней рефлексии Служкина. Какое-то тотальное одиночество, которое можно избежать на короткое время, если напиться и забыться с кем-то. Этим, по сути, все тут и занимаются.
В постановке две сюжетные линии. Первая про жизнь Служкина и его окружение, вторая про поход с его учениками.
9 «В» у географа не образцово-показательный (артисты Андрей Недельский, Дарья Щербакова, Андрей Смирнов, Аполлинария Михайлова, Владислав Янушенок, Александр Муста, Артем Яцуненко здорово передали непростые характеры подростков). Интересна эволюция взаимоотношений Служкина с его учениками, и как эти «детки в клетке» начинают что-то понимать в итоге про жизнь.
В Служкине появляются чувства к Маше Большаковой (артистка Дарья Щербакова), которая влюблена в него. В глазах своей ученицы он удивительный трогательный, умный и страдающий. А так приятно, когда в тебе это видят. Влюбляешься в саму любовь к себе, а не в наивную порывистую девятиклассницу.
Вообще в спектакле есть некоторый фантасмагорический флер. Перевернутая заводская труба, внезапная смена прошлого настоящим, старый двор со скрипучими качелями, звезды, шум реки. Декорации и оформление сцены достойны отдельной похвалы (художник Константин Соловьев).
Апатия, похожая на майский снег, на холодный дождь, на ржавый брошенный баркас на берегу беспокойной Камы.
Это не только о кризисе молодого мужчины – тонкого лирика в душе, который не нашел себя в профессии и в семье. Это о кризисе психологическом. Когда работа и семья могут быть. А счастья нет. Но есть алкогольный дурман и пустота.
Хотя не все так мрачно тут, поэтому это трагикомедия. Наверное, каждый способен в конце концов выбраться из своей некомфортной зоны комфорта.
Поэтому тут есть место надежде. Как ученики географа смогли пройти самостоятельно Долган (своего рода инициация для них – из бестолковой массы «слепились» настоящие люди), так и Служкин взрослеет сам.
И еще это о любви. Невзаимной и взаимной, преходящей и спасающей. Любовь, как это не банально звучит, сильнее всего, не только смерти.
Постановка получилась атмосферной, поэтичной и с ностальгической ноткой. Мы смотрим на эту реальность через призму Служкина. Поэтому чувствуем героя очень хорошо, что сердце щемит.
Мы не только свидетели, но и участники этого всего – безденежья, краха надежд, ощущения беспомощности в условиях перелома времен.
Но весна снова пришла. А это значит, что не все потеряно. Может, нам всем просто нужна встряска, свой переход через опасный порог, чтобы снова почувствовать себя живыми и способными любить? Наверное, в этом и был главный смысл спектакля «Географ глобус пропил», который настоятельно рекомендован к просмотру!
18+
Автор: Оксана Мирошниченко