Новый 274-ый сезон в Тверском театре драмы был открыт премьерным спектаклем режиссёра Михаила Борисова «Свадьба Кречинского» по пьесе драматурга А.В. Сухово-Кобылина. Постановка была заявлена как «комедия-аттракцион». И, действительно, получилось из этого весьма необычное зрелище.
Начало действа ввело в явное заблуждение. Положа руку на сердце, был страх быстро устать от всех этих «цирковых выходок» и не понять основной замысел создателей «Свадьбы». Но потом произошёл незаметный переход из поверхностной плоскости в нечто содержательное и интересное. Постановка отличилась нестандартной игрой актёров и широкой визуальной насыщенностью. «Это что-то новенькое!» – читалось на лицах зрителей.
Разберём основных героев постановки.
Пётр Константиныч Муромский, отец невесты (заслуженный артист России Сергей Коноплёв), зажиточный помещик и добрый батюшка молодой девушки «на выданье». Его образ – это столп, на который опирается классическая составляющая часть спектакля. Поэтому образ Муромского не претерпевает метаморфоз.
Лидочка в исполнении артистки Аманды Кварацхелии получилась барышней воздушной, наивной, даже местами чрезмерно. Но опять же, развитие определённых образов в этом спектакле идёт по возрастающей, поэтому ближе к концу зритель сможет увидеть, на что действительно она способна.
Роль тётушки Анны Антоновны Атуевой (заслуженная артистка России Валентина Мартьянова) вышла очень динамичной. Поначалу чрезвычайно жеманное поведение раздражало. Но вскоре стало понятно, что это всё сделано с гротесковым преувеличением. Дамы света и полусвета «полуторавековой давности» вполне себе могли позволить наигранные манеры и «охи» с «ахами» к месту и не к месту. Комический талант Мартьяновой раскрылся в этой роли сполна.
Сам же виновник торжества – Михаил Васильевич Кречинский (артист Тарас Кузьмин) – это просто набор из разномастных уловок, преступных шулерских наклонностей, дьявольского обаяния, упакованный в белый фрак и жилетку в блёстках. Пластика кота, уверенность в себе, ласковые речи, словом, жиголо на все времена. Но он всё равно неприятен в силу того, что мы знаем обо всех его замыслах и видим его насквозь.
Владимир Дмитрич Нелькин (артист Сергей Бескакотов) – молодой совестливый человек, безответно влюблённый в Лидочку, всё время ходит с раскрывающимся чемоданчиком-футляром для дуэльных пистолетов. Он несуразен, честен и занудлив, словно Карандышев из «Бесприданницы». Только вопрос – когда же наконец он «выстрелит» своими доводами в беспринципного жениха и будет ли ему счастье за это?
Артист Олег Хрычёв блистательно исполнил роль Ивана Антоныча Расплюева, помощника Кречинского, которому вечно достаётся от всея и всех. Его ужимки, мимика, клоунские раздутые штаны, «фонарь» под глазом, смешные реплики – слагаемые образа, который вносит основную часть юмора в спектакль.
Фёдор, камердинер Кречинского (артист Илья Быков) – персонаж интересный с неким мистическим налётом. Он как ртуть перевоплощается из слуги в рассказчика, а из рассказчика в Бычка (подарок Кречинского будущему тестю).
Но есть ещё один персонаж, который и вовсе бестелесен… Это роковая женщина (артистка Кристина Потапова). Кто или что она такое? Олицетворение алчности, дух умершей от тоски несостоявшейся невесты или сама Судьба? Она сопровождает Кречинского повсюду. Её движения и танцы завораживают. Но при этом яркий безмолвный образ не мешает восприятию происходящего на сцене.
Вообще тут много сюрреалистических вкраплений и аллюзий. Зрителю предоставляется возможность дать волю воображению и увидеть в Бычке Минотавра, в бесплотной роковой женщине обольстительную Кармен и т.д.
Словом, постановка по классическому произведению не была опошлена всеми эти яркими включениями. Внимание зрителя всё равно было приковано к сюжету – столь ироничному и поучительному. Полная органичность! Это ли не доказательство мастерства режиссёра Михаила Борисова и актёрского состава?
Художники сцены тоже потрудились на славу. Театральные подмостки легко перевоплощались в цирковую арену, лето менялось на зиму, деревня на канал в Венеции. Костюмы отличались яркостью и не тяготели к одной эпохе и тематике.
Также стоит отметить хореографию, поставленную режиссёром по пластике Джоном Шенгелией. Танцевальные па и движения артистов были уместны и не походили на «танцы с бубном», коими грешат некоторые современные эклектичные спектакли, претендующие на оригинальность.
«Свадьба Кречинского» – поистине яркое начало нового театрального сезона. Можно не сомневаться, что этот спектакль завоюет себе достойное место в репертуаре Тверского театры драмы!
Оксана Мирошниченко