04 декабря 2019
Ко Дню Победы на склоне у Обелиска в Ржеве создадут композицию из цветов в виде цифры «75»

«Доходное место», или как честно жить и не прослыть полным дураком (рецензия на премьерный спектакль Тверского театра драмы «Доходное место»)


27 ноября 2019 20:35 / Культура

Источник фото: Анастасия Чистякова

Премьерный спектакль «Доходное место» режиссёра Геннадия Шапошникова – в целом не про зрелищность, а про повод задуматься над извечной темой «Кому на Руси жить хорошо – честным или хитрым?». Известно, что пьесы Островского поднимают темы остросоциальные. И тут тоже не обошлось без конфликта, который из внутрисемейного столкновения перерастает в противоречие широких масштабов.

Постановка пестрит разговорами и приковывает внимание зала своими диалогами и монологами. Зритель становится не только наблюдателем, но и активным слушателем. Это отличительная черта «Доходного места». И, признаться, тут Островский не заставит зевать как на монотонной лекции о русской классике на уроке литературы.

Что касается действующих лиц, то образы в равной степени получились убедительными и яркими. Мы с такими типами не раз встречались в жизни и на работе. Поэтому, многие узнают в персонажах своих знакомых, а может, отчасти, и самих себя.

Так, артист Сергей Бескакотов в главной роли Жадова, представляет собой неопытного молодого человек, восторженного идеалиста. Его наивная пылкость раздражает. Люди почтенные, пожилые и уважаемые таких презирают и держат за юродивых. Он так злит своей чистотой и безаппеляционностью, речами про лучшее поколение и новую жизнь, что его хотят заткнуть и задвинуть. В принципе классическая ситуация, не правда ли? За Жадовым и его духовными метаниями было интересно наблюдать. Бескакотов очень искренне изобразил страдания своего героя, находящегося на распутье.

Аристарх Владимирович Вышневский (заслуженный артист Залим Мирзоев) – человек, фанатично убежденный в своей правоте. Это страшный тип людей. Такие стоят на руководящих постах и ломают судьбы. Вышневского невольно ненавидишь. Мирзоев прекрасно пробил на эту сильную эмоцию.

Анна Павловна, жена Вышневского (артистка Виктория Козлова), пожалуй, самая трагичная фигура в постановке. Она не любит, даже презирает своего мужа, но понимает, что деваться ей некуда. Её купили и участь её незавидна, несмотря на все материальные блага. Красивая и величавая дама. Но умная и не смиренная, поэтому и несчастная.

Аким Акимыч Юсов (заслуженный артист России Андрей Журавлёв) служит под начальством Вышневского и представляет собой типичный образ чиновника-бюрократа, который пытается угодить лицу вышестоящему и буквально боготворит его. Он сыплет книжными изжитыми истинами, постоянно поучает и требует уважения и подчинения. Журавлёв достоверно сыграл этого туповатого и закостенелого чинушу. Он выглядит смешным в своей серьёзности и важной «насупленности».

Онисим Панфилыч Белогубов (артист Геннадий Бабинов) – молодой человек, подчинённый Юсова, находится в самом начале своего карьерного пути. Персонаж неприятный, но не лишённый комичности в своей низости. Живёт по принципу «Не подмажешь – не поедешь». Белогубов являет собой полную противоположность Жадова. Бабинов, однако, наделил его даже некой обаятельностью, если можно так выразиться. Ведь вряд ли человек, который стремится под крылышко начальства, может обойтись без этого качества.

Фелисата Герасимовна Кукушкина (артистка Татьяна Лугачёва), вдова коллежского асессора, мать невест Жадова и Белогубова, представляет собой настоящего монстра в юбке. Она учит дочерей манипулировать мужьями и считает, что счастье женщины состоит исключительно в удачном замужестве с дальнейшим сидением на шее у бедного супруга. Лугачёва предельно убедительно передала пошлый и скандальный характер Кукушкиной, прикрывающейся маской добродетели и строгости.

Что же касается её дочерей... Юлинька в исполнении артистки Яны Голубевой получилась впечатляющей. Восхитила её манера исполнения и темперамент. Она преображается из скромницы в апологета маменьки после замужества. Идеальная пара с Белогубовым, которым она отлично крутит.

Другая дочь Кукушкиной Полина (артистка Дарья Осташевская) – неоднозначный персонаж. С виду кажется неумной, пустой и ведомой девушкой, находится под влиянием своей семьи, которая недовольна её женихом Жадовым. В пылу ссоры с ним она бросает фразу «Человек создан для общества!» даже не зная, что это значит на самом деле. Но разобраться в том, кем является Полина, можно только в конце спектакля.

Вокруг пошлость, лицемерие, угодничество. Беспросветная жизнь казалось бы. Но эта же жизнь полна сюрпризов и всё она расставляет на свои места. К счастью для одних и на горе другим.

В постановке драматические моменты перемежаются с юмористическими вставками (в том числе и пантомимой). Вышло органично.

В целом, благодаря художникам сцены и костюмерам, спектакль проникнут духом второй половины 19 века.

«Доходное место» – постановка для широкой зрительской аудитории. Настоящая классика на все времена. Как говорится, каждому близко и всем знакомо.

Оксана Мирошниченко



Наш канал в Яндекс.Дзен

Новости партнеров

Оставить комментарий:

Теги:

Также в новостях



Лента новостей